Система здравоохранения в Польше

Система здравоохранения в Польше

В 2003 году была проведена реформа – полная государственная централизация фондов обязательного страхования населения. Для этого был создан контролирующий орган – Национальный фонд здоровья (NFZ), который подчиняется Министерству здравоохранения и состоит из 17 подразделений. Свое отделение NFZ имеет каждое из 16 воеводств Польши; еще одно выделено специально для Министерства обороны.

Согласно 68 статье Конституции Польши каждый гражданин имеет право на полноценное необходимое медицинское обслуживание – от профилактики болезней до лечения и реабилитации. Все граждане страны должны быть зарегистрированы в системе и прикреплены к самостоятельно выбранным ими лечебным учреждениям и семейным докторам.

Формулировка «бесплатное медицинское обслуживание» – условная и спорная: обязательные отчисления из зарплаты (средняя ставка – 4246,21 злотых) составляют 48%! Эти выплаты делятся пополам между работодателем и гражданином. Сумма включает сбор в пенсионный фонд, затраты на медицинское обслуживание и компенсацию больничных листов.

Поскольку в стране становится все больше приватизированных лечебных учреждений, частные клиники Польши предлагают доступные цены на услуги после заключения индивидуального договора. Но при комплексном, труднодиагностируемом и требующем особого лечения заболевании пациента нередко перенаправляют в специализированный государственный медицинский центр.

Для Польши актуальна общеевропейская тенденция – внимание к «цивилизационным» болезням, определенным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Это сахарный диабет, ревматизм, сердечно-сосудистые нарушения, СПИД и онкологические болезни. Много усилий направлено на лечение психических расстройств и генетически детерминированных заболеваний. Отдельной графой идет здоровье матери и ребенка.

Традиционно выделяются категории пациентов с обоснованным правом на первоочередное обслуживание: дети до 18 лет, учащиеся и студенты до 26 лет, беременные и женщины в декрете, инвалиды и ветераны ВОВ, а также пенсионеры и малоимущие.

Возможно, вас заинтересует –  нострификация украинского диплома врача в Польше.

Положительные стороны страховой медицины:

  • Контроль качества обслуживания и унифицированные правила оказания помощи благодаря общедоступности, единым протоколам и требованиям.
  • Централизованное и равномерное внедрение новейших методик и современной аппаратуры.
  • Единое информационное пространство: быстрый доступ к базе данных пациентов дает всю необходимую информацию, в том числе для сбора статистики и работы социальной медицины.
  • Строгий правовой контроль соблюдения этапов диагностики и лечения, междисциплинарных консультаций и единой стратегии лечения.
  • Прозрачность и понятность финансирования как при обслуживании населения, так и для модернизации системы.
  • Обособленность сфер семейной медицины и коррекции психического здоровья.

Отрицательные стороны польского здравоохранения:

  • Жесткая ограниченность финансирования и объема диагностических мероприятий, а также количества посещений врача. Это затрудняет быструю диагностику заболеваний и уменьшает свободу медика в принятии решений.
  • Обязательная документированность направлений от семейного врача к узкому специалисту, на стационарное, оздоровительное или реабилитационное лечение. Все действия в системе подчинены протоколам и правилам.
  • Недостатки организации: длительное (многомесячное) ожидание и очереди на всех этапах обслуживания – от первичного осмотра до планового оперативного вмешательства. Приоритет есть только у смертельно опасных случаев.
  • Нет общего стандарта по перечню и тарификации услуг.
  • Принцип краткой госпитализации из-за нерегулярной оплаты пребывания в стационаре, и соответственно, частая преждевременная выписка больного.

Для участия в ПРОЕКТЕ  регистрируйтесь на сайте!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...