Последствия борьбы с распространением эпидемии SARS-CoV-2: сколько потеряет Национальный фонд здравоохранения Польши?

Последствия борьбы с распространением эпидемии SARS-CoV-2: сколько потеряет Национальный фонд здравоохранения Польши?

Мнение аналитиков

В ближайшие месяцы Национальный фонд здравоохранения (NFZ) может столкнуться с проблемой дефицита дохода. Основные причины – уменьшение взносов в систему здравоохранения, главным образом, из-за последствий мероприятий, направленных на противодействие распространению эпидемии SARS-CoV-2, и растущий государственный долг.
Сегодня уже очевидно, что в 2021 г. Правительство Польши будет вынуждено решать вопрос, какие расходы сократить, чтобы выполнить требования Закона о минимальном финансировании здравоохранения?

В мае 2020 г. государственное агентство Public Policy, которое специализируется на анализе состояния системы здравоохранения, опубликовало данные, свидетельствующие об уменьшении взносов Института социального страхования в NFZ на 1,3–1,6 млрд злотых от запланированного объема.
Также в исследовании прогнозируется, что доходы NFZ в 2020 г. могут уменьшиться на 3,7–14,8 млрд злотых. Более точная оценка дефицита дохода станет возможной после публикации данных по макроэкономическим показателям за II кв. текущего года.

Как напоминают авторы исследования, взносы в систему медицинского страхования остаются основным источником финансирования польского здравоохранения. Хотя решения правительства в последние годы и были направлены на увеличение участия государства в финансировании здравоохранения до 6 % ВВП, однако уровень заработных плат и занятость в экономике являются на сегодня ведущими факторами, определяющими финансовые возможности НФЗ.

По мнению аналитиков, значительное уменьшение доходов из стратегического источника может означать серьезную угрозу для обеспечения запланированных расходов на здравоохранение. «Обязательства NFZ нельзя ограничивать в значительной степени, а это означает, что необходимо будет дополнить доходы Фонда за счет средств из государственного бюджета», – сообщил Войцех Вишневски, президент совета Public Policy.

В то же время среди макроэкономических факторов, которые могут повлиять на состояние NFZ, аналитики называют растущий государственный долг. Может оказаться, что его динамика в 2020 г. потребует значительного сокращения бюджетных расходов или изменений в системе налогообложения.

«В настоящее время данные рынка труда не являются драматичными, однако снижение выручки NFZ является значительным. Освобождение от взносов в систему медицинского страхования и другие налоговые льготы, связанные с антикризисным щитом, еще больше обременяют финансовые прогнозы Фонда. Даже самые оптимистические ожидания относительно выручки NFZ в 2020 г. вызывают беспокойство», – говорит Войцех Вишневски.

Комментарий вице-президента NFZ

Прогнозы аналитиков частично подтвердил вице-президент NFZ Бернард Вашько. Однако, по его мнению, оценка потери в 14 млрд злотых слишком пессимистична. Вице-президент NFZ напомнил, что действующие нормативные акты предусматривают компенсацию Фонду из государственного бюджета. «Гарантии антикризисного щита означают, что все потери NFZ будут компенсированы», – сказал Бернард Вашько.

Он напомнил, что Закон предусматривает минимальный порог финансирования здравоохранения на уровне 6 % от ВВП. Потеря доходов Фонда от взносов будет компенсирована субсидией из государственного бюджета для выполнения требований этого Закона. Тем более что финансовый план NFZ на 2020 г. не предусматривает необходимости пополнения ресурсов из государственного бюджета.

А что на фармрынке?

Что касается фармацевтической промышленности, то в этом сегменте обеспокоенность вызывает сокращение аптечного рынка в основном из-за затрудненного доступа к врачам. Об этом сообщила Ирена Рэй, президент Польской торговой палаты. Также она отметила, что Минздрав на сегодня не имеет четкого плана относительно дальнейшей стратегии развития системы здравоохранения в новых реалиях.

За поляков можно не переживать

В завершение добавим, что Закон о 6 % ВВП на здравоохранение – это государственная гарантия нормального уровня финансирования здравоохранения, которая отсутствует в России, Украине и Беларуси. Для сравнения: в текущем году в России государственные затраты на медицину составят 2,9 % ВВП, в Украине – 2,6 % ВВП, Беларуси – около 4 %. При этом Польша опережает по уровню ВВП Россию, а тем более Украину и Беларусь, а ее система здравоохранения свободна от коррупции.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...