
Телемедицина глазами пациентов
Локдаун в Польше в связи с пандемией COVID-19 спровоцировал ограничение доступа пациентов к врачам в поликлиниках и частных кабинетах, а также переход к форме удаленного контакта со специалистами.
Пациентов поставили перед необходимостью использования телемедицины. Через несколько месяцев поляки поделились своим опытом и мнением в исследовании, которое было проведено исследовательским институтом ARC Rynek i Opinia.
Телемедицина как способ взаимодействия между врачом и пациентом была нововведением для всех, несмотря на то, что первые разговоры о ней начались очень давно. Причиной столь позднего внедрения методики было то, что сами врачи до последнего не хотели переходить на удаленное консультирование, а также уверенность пациентов в том, что без личного осмотра доктор не сможет дать исчерпывающие рекомендации.
Это подтверждают цифры исследования: 76 % опрошенных считают, что телемедицина не заменит полноценного визита, 50 % – в нее не верят.
Пока не случилась пандемия. Способ диагностики, назначения лечения, выписки рецептов по телефону вдруг стали абсолютной нормой для настроенных скептически врачей и пациентов.
Телемедицина внезапно вошла в жизнь общества. Не было никакого переходного периода, чтобы люди могли к ней привыкнуть, смириться. Среди запретов на массовые мероприятия, закрытия публичных мест, работы онлайн, проведения обучения на удаленке, новость о том, что медицина теперь тоже доступна только по телефону, стала внезапным и неприятным сюрпризом.
Посещение врача воспринимается пациентами не только как лечебный, но и как психотерапевтический процесс. Им важно, чтобы их выслушали, поддержали, оговорили результаты исследования и прогнозы лично. Телемедицина лишает пациентов этих возможностей, не оставляя надежды даже на зрительный контакт.
Пугает и нервирует поляков также и то, что врач не звонит в определенное время. Конечно, прием в поликлинике или частном кабинете тоже часто задерживается, но в том случае пациент находится возле кабинета и уверен, что рано или поздно зайдет в него. В случае же звонка нет гарантии, что врач вообще позвонит.
Негатив вызвало и то, что телефонный визит очень ограничен во времени – диагноз и рецепт в течение пары минут потенцируют страхи пациентов. Короткий разговор создает ощущение поверхностной диагностики. Согласно исследованию половина поляков отметила, что врачи во время телефонного разговора меньше стараются и меньше участвуют в вопросах, волнующих пациентов.
Несмотря на большое количество замечаний и недовольства, не обошлось без плюсов.
Респонденты отметили значительную экономию времени, так как не нужно ехать в другую часть города, сидеть в очереди на прием, особенно в ситуации, когда нужен только рецепт.
Не осталось без внимания и снижение риска заражения благодаря телемедицине. Пациенты знают из СМИ о том, что часто в учреждениях здравоохранения возникают вспышки инфекции COVID-19. Это воспринимается ими как то, что поликлиники и больницы стали небезопасными, и посещения стоит избегать всеми способами. Без телемедицины это грозило бы более поздней диагностикой и лечением.
Плюсом стало и более короткое время ожидания приема. Если в обычное время ждать нужно было дни и недели, то сейчас этот период сократился до пары дней или часов.
Согласно исследованию, 58 % пациентов остались довольны таким способом общения с врачом, а 25 % отметили, что для них телемедицина – оптимальный вариант.
В заключение стоит сказать о том, что телемедицина может стать хорошим способом врачебного наблюдения и после пандемии. Для этого нужно, чтобы:
- пациенты не испытывали ощущения, что врач не хочет с ними встречаться, потому что боится заболеть;
- пациенты должны быть уверены, что врач досконально вникает в их состояние здоровья и заинтересован в постановке верного диагноза и назначении оптимального лечения;
- пациент должен иметь возможность очного приема, особенно тогда, когда симптомы не проходят или нарастают, когда существует риск тяжелой болезни и необходимости тщательного контроля реакции организма на лечение.
Внедрение телемедицины на постоянной основе одновременно с возможностью приемов в кабинетах может быть очень успешно как в контексте лечения, контроля и диагностики, так и в целом для организации медицинской помощи в Польше, которая страдает от дефицита кадров. Ведь среди опрошенных только 37 % имели очный контакт со специалистом, 29 % пациентов – не имели возможности посетить врача, для 49 % – выходом стала телемедицина, 5 % решили вопросы онлайн.