
Условное право на профессиональную деятельность: где и как работают в Польше врачи-иностранцы?
Кадровый голод в системе здравоохранения Польши подтолкнул польских политиков к принятию решения об упрощении доступа к рынку труда для врачей, получивших образование за пределами ЕС. Около двух лет в стране действует упрощенная система получения права на профессиональную деятельность.
По данным Главной врачебной палаты, большинство врачей, трудоустроенных по упрощенной процедуре, – граждане Украины. На втором месте по численности – белорусы. Согласно статистике Главной врачебной палаты, по состоянию на конец февраля текущего года в Польше работают около 2 тыс. врачей и около 400 стоматологов, которые трудоустроились без подтверждения диплома и сдачи языкового экзамена.
Вопросы правил трудоустройства врачей по упрощенной процедуре не теряют актуальности. В данной публикации мы расскажем о договорных отношениях между врачом и работодателем и шансах на подтверждение специальности.
Один из самых частых вопросов: какой договор можно заключать в случае трудоустройства по упрощенной процедуре? Отвечая на этот вопрос, в первую очередь обращаем внимание, что в законе о профессиях врача и стоматолога предусмотрены 2 процедуры упрощенного трудоустройства.
Процедура 1. Подходит для специалистов со стажем работы по специальности не менее 3 лет. В этом случае врачу предоставляют право на профессиональную деятельность на определенное время и определенные функции. Закон предусматривает заключение трудового договора.
Процедура 2. Подходит для всех врачей независимо от наличия 3-летнего стажа по специальности на родине. В этом случае врач получает условное право на профессиональную деятельность. При этом закон не содержит указаний, касающихся формы трудоустройства по этой процедуре, а значит, можно заключать как трудовой договор (umowa o pracę), так и гражданско-правовой (umowa zlecenia).
На практике первая процедура пользуется меньшей популярностью среди врачей-иностранцев, хотя на первый взгляд может показаться более привлекательной для специалистов. Во-первых, она слишком ограничивает работодателя и работника. Во-вторых, польские консультанты весьма неохотно предоставляют специалистам из третьих стран разрешение работать по специальности.
Например, специалист по кардиологии обратилась в Минздрав с просьбой предоставить ей право на работу по специальности в Польше. На родине она около 10 лет работала на клинической кафедре и получила звание доцента. То есть с формальной точки зрения доктор занималась наукой, хотя на самом деле работала не только как ученый, но и как практикующий врач.
Национальный консультант отказал ей в предоставлении права на упрощенное трудоустройство по специальности. Возможность профессиональной реализации врача в Польше оказалась под угрозой, но она решила бороться до конца и обратилась к воеводскому консультанту.
Воеводский консультант признал квалификацию врача-кардиолога, но только в области терапии. Конечно, это решение не совсем отвечает желаниям врача-кардиолога, но, по крайней мере, она получила возможность работать врачом в Польше.
Подобная история произошла с врачом-гинекологом. Она подала заявление на разрешение работать по специальности. Национальный консультант не признал квалификацию гинеколога, но предоставил разрешение работать врачом первичного звена.
Стоит отметить, что у гинекологов из Украины, Беларуси и России мало шансов на подтверждение квалификации. Проблема в том, что в Польше нет разделения на гинекологов и акушеров-гинекологов. Польский гинеколог выполняет все функции акушера-гинеколога, в том числе проводит диагностику беременности, «кесарит» и т. д. Хорошие шансы на признание специализации имеют хирурги и анестезиологи.
Остается лишь добавить, что по состоянию на конец февраля текущего года право на работу по специальности в определенном месте и с определенными функциями получили 325 врачей и 44 стоматолога. Для сравнения: условное право на профессию (то есть по второй процедуре) получили 1 740 врачей и 359 стоматологов.
Как можно убедиться, вторая процедура пользуется куда большей популярностью. Это связано в первую очередь с тем, что такое трудоустройство дает больше свободы обеим сторонам трудовых отношений. В этом случае чаще всего заключается гражданско-правовой договор. Врач может работать в нескольких учреждениях здравоохранения, главное – уведомить Минздрав о каждом месте работы в течение 7 дней от трудоустройства.