
Как происходит рекрутинг врачей без нострификации и что об этом думают польские профессиональные сообщества?
Польское издание «GazetaPrawna» сообщает, что с 30 ноября по 22 декабря в Минздрав поступило 30 заявлений (в основном от врачей с белорусским и украинским гражданством) о согласии на работу в Польше. В основном востребованы пульмонологи, кардиологи, анестезиологи и, как всегда, терапевты. Стоматологов, офтальмологов, а также семейных врачей разыскивают поликлиники. Есть предложения и для психиатров.
В то же время, по данным издания «Rzeczpospolita», на конец декабря прошлого года 180 врачей из Украины, Беларуси и России подали анкеты для трудоустройства в Польше в соответствии с новыми положениями закона о профессиях врача и стоматолога. Напомним, что речь идет о возможности приема на работу врача без нострификации и языкового экзамена.
Врачам не нужно подтверждать свои дипломы, проходить стажировку и сдавать экзамен LEK/LDEK. Однако существуют и другие требования, такие как (минимум):
- 3 года опыта работы врачом-специалистом за последние 5 лет;
- право пребывания в Польше;
- подача декларации о достаточном знании польского языка.
Кроме того, такие врачи должны предоставить справку из учреждения, которое желает их принять на работу, с указанием продолжительности запланированного трудоустройства и объема оказываемых медицинских услуг. Право заниматься профессиональной деятельностью будет ограничено 5 годами и будет применяться только в определенном медицинском учреждении и для определенного круга деятельности.
По информации издания, большинство врачей приехали из Украины, 20 % – из Беларуси и 5 % – из России. Это представители всех специальностей, отобранные рекрутерами. Некоторые из них уже прошли первые собеседования с заинтересованными руководителями больниц. А пока врачи с Востока усиленно изучают польский язык и готовятся к переезду, некоторые больницы и органы местного самоуправления заботятся об их месте жительства.
Больше всего сомнений касательно новых правил трудоустройства выражает польское медицинское самоуправление. Они касаются различий в образовании врачей в ЕС и за рубежом, а также их знания польского языка. «Мы не можем быть уверены, что медицинский диплом из третьих стран соответствует европейскому. Я уверен, что без сдачи языкового экзамена такой врач сможет общаться со своими коллегами и пациентами», – говорит Лукаш Янковский, президент Окружной медицинской палаты в Варшаве.
Напомним, что профессиональную компетентность врача будет проверять воеводский или национальный консультант в определенной области медицины, а если Региональная врачебная палата не выдаст ему право на медицинскую деятельность после позитивного решения министра, то это сможет сделать сам министр здравоохранения.
Алесь Зарембюк, президент фонда «Белорусский дом», поддерживающего репрессированных белорусов, переезжающих в Польшу, утверждает, что многие белорусские врачи вынуждены покинуть страну из-за участия в акциях протеста. «Если Польша даст им возможность работать по профессии, они, вероятно, останутся здесь насовсем», – говорит Алесь Зарембюк.
Между тем, Петр Ватола, заместитель председателя Национального профсоюза врачей высказал следующее мнение. «Закон, смягчающий требования к медикам из-за пределов ЕС, подразумевает обеспечение персоналом во время эпидемии. Но у больниц, где лечат Сovid, нет проблем с поиском людей, желающих работать, благодаря хорошим надбавкам». Также Петр Ватола считает, что для иностранцев Польша не так привлекательна, как западная Европа, а право практиковать в Польше позволит им в дальнейшем переехать туда.
«Вместо того, чтобы экспериментировать со здоровьем поляков, привлекая непроверенных медиков из-за пределов ЕС, правительство должно сосредоточиться на помощи 50 тыс. врачей 1-й степени специализации. Это люди с опытом работы не менее 20 лет, получившие образование в Польше и не имеющие проблем в общении с пациентами», – заявил заместитель председателя Национального профсоюза врачей.