
Польские больницы переманивают врачей друг у друга
В польской системе здравоохранения сложилась интересная ситуация. Врачи, соблазненные более высокой заработной платой, переходят из одной больницы в другую.
Стоит отметить, что польское законодательство не запрещает прописывать в договорах, заключаемых с сотрудниками, условие, согласно которому работнику запрещено трудоустраиваться в конкурирующее учреждение (так называемое положение о неконкуренции). Однако администрация польских больниц не делает этого, поскольку опасается, что врачи не подпишут договор с условием о неконкуренции.
Несколько недель назад Воеводская специализированная больница в Рыбнике закрыла 4 отделения, в том числе и хирургию. Причиной стал уход врачей из-за конфликта с руководством больницы. В августе хирургическое отделение в этой больнице возобновило работу. При этом в Водзиславе-Сленски Силезского воеводства хирургия закрылась. Оказалось, что врачи из Водзислава перешли на работу в больницу в Рыбнике, потому что там им предложили более высокие зарплаты.
Данная ситуация хорошо иллюстрирует битву, которая идет между польскими больницами за врачей, особенно хирургов, терапевтов и педиатров. Руководство больниц переманивает медиков, повышая почасовую оплату труда. Но не все могут предложить врачам привлекательные ставки.
В некоторых больницах не хватает средств, чтобы заплатить медикам минимальный оклад, предусмотренный новым законом, вступившим в силу с 1 июля текущего года. В этом случае администрация задумывается о том, как удержать врачей и медсестер. В качестве одного из возможных решений они рассматривают положение о неконкуренции, тем более что такие положения зачастую присутствуют в договорах с сотрудниками, занятыми в немедицинских профессиях.
Себастьян Сикорски, присяжный поверенный, доктор юридических наук и специалист в области медицинского права говорит: «Юридическая возможность включить в договор оговорку о неконкуренции есть, но на практике она скорее применяется к лицам, принадлежащим к руководящему составу медицинского учреждения».
Нередко директора больниц жалуются на то, что им трудно удержать терапевтов или педиатров, поскольку они предпочитают работать в поликлиниках первичного звена, где нет ночных дежурств, работа спокойнее и почасовая оплата конкурентоспособна. Но при этом учреждения первичного звена также испытывают кадровый голод.
Михал Сутковски, глава Коллегии семейных врачей, управляющий несколькими семейными клиниками в окрестностях Варшавы сетует: «Нам неоткуда вербовать врачей. На рынке все больше и больше пенсионеров, а опытных врачей в возрасте 30+, 40+ или 50+ мало. Сегодня крупной больнице легче найти специалиста, но только если она предлагает врачу хорошие финансовые условия и развитие».
М. Сутковски сообщил, что в настоящее время планирует нанять двух иностранных врачей, чтобы спасти ситуацию. Один приехал из Украины, другой из Армении. «Я подожду, пока они получат разрешение Минздрава на условное трудоустройство в Польше. А пока они согласились работать в поликлинике ассистентами врача», – говорит он.
Что касается положения о неконкуренции, М. Сутковски поясняет: «Новых медиков найти настолько сложно, что, если мы предложим им включить в договор такое положение, они не согласятся у нас работать. Я полагаю, что работа в амбулатории семейной медицины для врача выгодна, поскольку ее можно совмещать с работой в других учреждениях, например, с дежурством в больнице, или в отделении неотложной медицинской помощи».
Между тем, польские юристы признают, что создание эффективных и законных положений о неконкуренции является серьезной юридической проблемой. «Самое сложное — это подготовить документ, который будет работать на защиту интересов работодателя в суде, не ущемляя при этом законных интересов сотрудника», — говорит Оскар Люти, адвокат и специалист по медицинскому праву Fairfield.
На деле многие врачи в Польше работают в нескольких местах. В среднем такой врач способен заработать 15-20 тыс. зл. ежемесячно, но работать ему приходится гораздо больше, чем 8 часов в день.