Польское врачебное самоуправление и иностранные врачи – между молотом и наковальней

Польское врачебное самоуправление и иностранные врачи – между молотом и наковальней

Польский еженедельник «Газета выборча» (Gazeta Wyborcza) опубликовал интервью с представителями врачебного самоуправления Польши о проблемах трудоустройства врачей из Украины по упрощенной процедуре. Его главные тезисы опубликованы на сайте Главной врачебной палаты под названием: «Украинские врачи: мы хотим лечить. Министерство: мы разрешаем. Медицинское самоуправление: но необходимо знать язык и подтвердить диплом!». Предлагаем вниманию читателей его главные тезисы.

О кадровом дефиците

Лукаш Янковский, председатель Высшего медицинского совета Польши.

«По данным Главной врачебной палаты Польши в 2022 г. в стране насчитывается 160 тыс. практикующих врачей. Системе не хватает более 68 тыс. докторов. При этом все больше молодых врачей принимают решение об эмиграции. В первом полугодии 2022 г. 445 докторов запросили у Высшей медицинской палаты сертификаты, подтверждающие их квалификацию, для занятия медицинской практикой в ЕС. Это больше, чем за весь прошлый год».

Петр Винчунас, представитель Главного врачебного совета.

«С 2019 г. в Польшу приехали около 2 тыс. врачей из-за пределов ЕС, в основном из Украины и Беларуси. Они хотят работать, подали документы в Минздрав и получили условное разрешение на врачебную практику. Но министерство не предусмотрело, что навыки врачей из-за пределов ЕС отличаются от навыков польских врачей. Это результат различий в образовании».

Об украинских врачах

Лукаш Янковский, председатель Высшего медицинского совета Польши.

«В настоящее время упрощенная процедура трудоустройства врача из Украины в Польше такова. Врач или стоматолог присылает в министерство диплом, часто ксерокопию диплома, потому что оригинал был утерян, например, сгорел во время бомбежки, и просит министра здравоохранения выдать ему разрешение на врачебную практику. Получив его, врач обращается в окружную врачебную палату с заявлением о предоставлении условного права на врачебную практику (прим. ред. – министр выдает разрешение на работу, а врачебная палата – право на врачебную практику (Prawo wykonywania zawodu – PWZ)).

В то же время главным условием для выдачи врачу окружной врачебной палатой PWZ является знание польского языка (по крайней мере, на уровне B2) и правил функционирования системы здравоохранения. Но большинство приезжающих из Украины врачей не говорят по-польски. Возникает проблема: если врач получил разрешение от министра, то он может работать и без лицензии от окружной врачебной палаты. Но администрация больниц не хочет нанимать таких врачей».

Михал Булса, председатель Окружного медицинского совета в Щецине пояснил причину данной проблемы.

«Это вопрос ответственности. Если врачебная палата предоставила врачу право на врачебную практику, это значит, что его знание языка и навыки прошли проверку. Тогда такой врач несет профессиональную ответственность перед медицинским самоуправлением.

При возникновении спорной ситуации специалист по профессиональной ответственности врачебной палаты анализирует, не допустил ли врач ошибку. Если врач не является членом медицинского самоуправления, он не подпадает под эту юрисдикцию. Ответственность за его ошибки, финансовую, моральную и юридическую, будет нести работодатель, то есть директор больницы».

Между молотом и наковальней

Михал Булса, председатель Окружного медицинского совета в Щецине.

«Я чувствую, что нахожусь между молотом и наковальней. С одной стороны, есть администрация больниц, которая в отчаянии сигнализирует о нехватке врачей. С другой – врачи, готовые к работе, но не соответствующие минимальным требованиям.

Мне больно, что врачи из-за восточной границы и врачебное самоуправление оказались по разные стороны баррикад.

Мы неоднократно просили министерство разработать процедуру интеграции врачей из-за пределов ЕС в польскую систему здравоохранения. Например, мы предложили для начала всем врачам из Украины, которые хотели бы трудоустроиться по упрощенной процедуре, присваивать квалификацию опекуна. Это дало бы им возможность зарабатывать, учить язык и знакомиться с нашей системой здравоохранения. Но министерство на наше предложение не ответило.

Врачебные палаты считают, что министерство бросило украинских врачей на произвол судьбы. Кроме того, в связи с введением упрощенной процедуры трудоустройства врачей Министерство здравоохранения получило полномочия профессионального самоуправления, а это является нарушением принципов врачебного самоуправления и дерегулирования в этой профессии. Право на медицинскую практику предоставляется медицинским самоуправлением, как и в случае с адвокатурой и другими регламентированными профессиями».

Как должна выглядеть процедура упрощенного трудоустройства?

Лукаш Янковский, председатель Высшего врачебного совета Польши.

«Врач из-за пределов ЕС сначала сдает экзамен по польскому языку в Высшей врачебной палате (стоимость – 400 злотых). В случае неудачи он может пробовать еще раз. Количество подходов не ограничено.

Далее врач сдает экзамен на подтверждение диплома в выбранном медицинском вузе. Со справками о сдаче обоих экзаменов врач обращается в окружную врачебную палату, где предъявляет дополнительные документы, например, свидетельство о получении специальности, сведения об опыте работы и проч. Окружной врачебный совет решает вопрос о предоставлении права на врачебную практику немедленно или после адаптационной стажировки.

Изменение профессиональных навыков – это тоже проблема. В настоящее время у врачей в Украине зачастую нет доступа к лабораторной и визуальной диагностике, особенно в провинциях. Врачи полагаются на физикальное обследование. Еще они не знают, в каких случаях направлять пациентов к узкому специалисту? Возможно, им бы хватило 3 месяцев адаптационной стажировки для того, чтобы ориентироваться в системе.

Для наведения порядка в этой порождающей хаос ситуации, в министерстве должна быть создана специальная рабочая группа».

Михал Булса, председатель Окружного медицинского совета в Щецине.

«Польскому врачу приходится наблюдать за врачом из Украины, а это способствует созданию атмосферы неуверенности и взаимной неприязни. Поэтому нужны четкие правила.

Министерство разрешает врачам работать, но не берет на себя ответственность за последствия. Если произойдет трагедия, мне придется брать на себя ответственность за это. Я также боюсь, что любая ошибка украинского врача вызовет огромную волну ненависти. Мне не нравится выдавать негативные решения, но я должен выбрать меньшее из зол. Я хотел бы, чтобы украинские коллеги поняли нашу ситуацию».

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Больше полезной информации о медицине в Польше

    Подпишись на новости медицины Польши