
Развитие телемедицины в Польше: распоряжение министра о новых стандартах телеконсультаций опубликовано
Распоряжение министра здравоохранения об изменениях в стандарт проведения телеконсультаций в первичном звене медицинской помощи опубликовано 8 марта. Оно предусматривает право пациента самому выбрать форму консультирования. Исключение касается только детей до 6 лет – для этой группы пациентов удаленные консультации запрещены. Распоряжение вступило в силу 15 марта.
По мнению Минздрава, внесенные изменения позволят систематизировать телеконсультации и будут способствовать рациональному использованию данного вида медицинской помощи. Также ожидается, что новый стандарт должен привести к ограничению злоупотреблений электронными посещениями в тех случаях, когда услуга должна предоставляться при прямом контакте с медицинским персоналом.
Работа над проектом распоряжения заняла больше времени, чем планировалось, потому что медицинское сообщество было против некоторых решений, предложенных министерством. Первоначально проект предусматривал, что с 1 марта электронный визит будет доступен только лицам в возрасте от 7 до 64 лет, за некоторыми исключениями. Врачи и пациенты подчеркивали, что это ограничивает права пациента и что доступ к терапевтам и семейным врачам ухудшится.
Согласно распоряжению, личный визит необходимо проводить по просьбе пациента. Причем обязательно для детей до 6 лет, страдающих хроническими заболеваниями или при ухудшении состояния здоровья пациента либо изменении симптомов. При этом контрольные консультации во время лечения ребенка все же могут проводиться дистанционно.
Кроме того, телеконсультация запрещена при первом визите пациента с подозрением на злокачественное новообразование. А для пациентов с подозрением на SARS-CoV-2, наоборот – визит в любом случае будет удаленным.
Внесение изменений в стандарты оказания услуг телемедицины продиктовано злоупотреблениями этой формой услуг со стороны некоторых поликлиник. Согласно отчетам Уполномоченного по правам пациентов, у пациентов было много возражений. В 2020 году они сообщали о проблемах с увеличением времени ожидания медицинских услуг, указывали на низкое качество телефонных консультаций и поставили под сомнение эффективность телеконсультаций как формы лечения.
Анализ Управления омбудсмена по правам пациентов свидетельствует о том, что проблема была наиболее выражена в крупных городах. Часто пациенты не могли добиться личного визита к врачу, испытывали проблемы с дозвоном в медицинское учреждение, не имели доступа в поликлинику.
На практике телеконсультации для взрослого пациента выглядят следующим образом. В данном случае речь пойдет об услуге, когда между врачом и пациентом налажен хороший контакт. Когда пациенту необходим рецепт или больничный лист, он отправляет смс своему семейному врачу, в котором излагает просьбу и обосновывает ее. Если у врача возникают вопросы, он перезванивает и уточняет некоторые моменты. Если вопросов нет, то через некоторое время пациент просто получает номер е-рецепта или е-больничного.
Или, например, если пациенту необходима вакцинация против гепатита В или дифтерии и столбняка или другой инфекции, кроме вакцинации от SARS-CoV-2 (эту процедуру осуществляют кабинеты в больницах согласно с Национальным планом), в таком случае пациент заранее пишет семейному врачу о своей потребности в смс, в ответ врач сообщает время проведения вакцинации в его кабинете.
Если же речь идет о подозрении злокачественного новообразования, то в таком случае пациент пишет о своей проблеме семейному врачу, и тот назначает время визита. Во время личного посещения пациент будет осмотрен, и врач выдаст ему направления на необходимые обследования.
Мы привели примеры телеконсультаций, основанные на личном опыте, ведь каждый человек в Польше должен подписать декларацию с семейным врачом, конечно, если хочет иметь доступ к бесплатной медицинской помощи. Это касается даже врачей. И безусловно, нам, врачам, гораздо проще найти общий язык с нашими семейными врачами, чем обычным пациентам. Отношения с «семейником» складываются дружеские – он никогда не откажет в личном визите, выпишет рецепт без лишних вопросов и даст больничный.