Реформы в здравоохранении Польши: как было и как будет

Реформы в здравоохранении Польши: как было и как будет

Предпосылки нынешней модели здравоохранения

Система здравоохранения Польши получила современные черты в 1999 году. Именно тогда начали действовать основные положения закона «О всеобщем медицинском страховании». Главным нововведением стала смешанная бюджетно-страховая система финансирования. Появился институт касс больных, работавших в пределах воеводства: жители ежемесячно добровольно платили определенную сумму в Воеводское управление здравоохранения и могли рассчитывать на полноценную медицинскую помощь. Реорганизовалась структура собственности – на базе государственных учреждений заработали так называемые самостоятельные общественные учреждения здравоохранения, известные теперь как SPZOZ (Samodzielny Publiczny Zakład Opieki Zdrowotnej), и появились условия для появления частных, “непубличных” – NZOZ (Niepubliczny Zakład Opieki Zdrowotnej). Эти аббревиатуры можно увидеть и теперь в названиях медицинских учреждений. Создались рыночные условия, конкуренция между больницами за пациента. На помощь могли рассчитывать только граждане, которые платили налог в кассу больных. И до сих пор около 7% населения не охвачены общественной системой здравоохранения. Касается это граждан, которые не платят соответствующий налог на всеобщее медицинское страхование, работая не по контракту: так удается получить больший доход. Минусом также были значительные региональные различия в объемах и доступности медицинской помощи.

Следующим в реформировании отрасли стала некоторая централизация и стандартизация услуг. Это произошло непосредственно перед вступлением Польши в Евросоюз в 2003 году. Речь идет о создании Национального фонда здоровья (NFZ) и его 16 воеводских отделений, работающих в настоящее время. Они аккумулируют средства и заключают договора с лечебными учреждениями. Больницы продолжают сохранять значительную автономию в работе.

Что не так?

Ориентация системы на конкуренцию и коммерциализацию, где оплачиваются отдельные услуги или процедуры при одновременном недофинансировании спровоцировали длинные очереди.

Больницы могут произвольно устанавливать цены без каких-либо ограничений. Стоимость диктуется только конкурентоспособностью в данном регионе. Появились услуги по значительно завышенной стоимости, которые используются для достижения коммерческой выгоды. Это привело к разделению пациентов на “выгодных” и “убыточных”.

Также минусом сегодняшней системы являются так называемые лимиты, которые устанавливаются NFZ при заключении договоров. По достижению лимита заведение уже не заинтересовано в оказании помощи следующим пациентам, ожидающим в очереди, потому что NFZ редко финансирует так называемые перевыполнения.

Иногда встречается нездоровая конкуренция между отдельными заведениями в одних и тех же районах обслуживания. Больницы, которые могут принадлежать разным учредителям (общинам, уездам, воеводствам, ведомствам (министерству обороны, МВД, Минздраву), очень часто работают рядом, конкурируя за пациентов, кадры и тот же контракт с NFZ. А это, в свою очередь, влечет нерациональное распределение средств.

Содержание запланированных реформ в здравоохранении Польши

С 2018 года здравоохранение полякам будет обеспечивать обновленная медицинская служба. Финансироваться она должна из государственного бюджета и охватит всех граждан, в том числе тех, которые не могут сейчас пользоваться медицинской помощью, финансируемой из общественных средств. Реформа предусматривает последовательный рост расходов на здравоохранение. К 2025 году они должны достичь 6% ВВП.

Медицинское ведомство предполагает изменения в 5 основных направлениях, в рамках Национальной программы здоровья, рассчитанной на несколько лет:

  • система управления и финансирования здравоохранения;
  • организация больничной помощи;
  • увеличение расходов на здравоохранение;
  • первичное звено здравоохранения и
  • общественное здоровье.

Произойдет переход (или возврат) от страховой к бюджетной форме финансирования отрасли. Вместо оплаты отдельных госпитализаций и процедур заведение будет получать средства по определенной формуле на 4 года.

После постепенной ликвидации Национального фонда здоровья (NFZ), компетенции его центрального офиса перейдут к министерству здравоохранения. Региональные задания, связанные с финансированием учреждений, будут возложены на новообразованные Воеводские управления здравоохранения (Wojewódzkie Urzędy Zdrowia).

С 1 октября начала работать так называемая сеть больниц. Это более 600 заведений по всей стране, которые смогут обеспечить комплексную медицинскую помощь – неотложную, стационарную и амбулаторною. Именно среди этих больниц будут распределяться основные средства. Незначительную часть бюджета отрасли (7%) оставят на контракты по конкурсу для учреждений, которые не вошли в состав основной сети.

Больницы теперь разделены на три уровня по региональному принципу – районного, областного и государственного значения, образуя сеть заведений с разным уровнем оказания медицинской помощи. Если первому уровню отвечают районные больницы (szpitale powiatowe) на несколько отделений, то второму – учреждения “областного” значения (szpitale wojewódzkie) и третий – клинические и специализированные больницы общенационального значения.

Реформа госпитальной помощи позволит обеспечить скоординированность и поэтапность в лечении после выписки из стационара благодаря гарантированному медицинскому наблюдению и реабилитации в прибольничной поликлинике.

Одним из элементов реформы будет образование Управления общественного здоровья (Urzęd Zdrowia Publicznego). UZP будет интегрировать всю распыленную систему управления общественным здоровьем в Польше. В его состав войдут различные институции, которые сейчас работают на здоровье граждан: Государственная санитарная инспекция, Государственное агентство решения алкогольных проблем или Национальное бюро по делам противодействия наркомании и другие. Управление общественного здоровья будет также отвечать за реализацию Национальной программы здоровья.

В ближайшие год-два изменения также произойдут и на первичном звене медицинской помощи (podstawowa opieka zdrowotna, POZ). Пациентов будут лечить так называемые группы POZ, в рамках которых (с сохранением профессиональной и финансовой независимости) будут сотрудничать между собой врач, медсестра, акушерка, школьная медсестра и диететик. Группы POZ должны будут также координировать движение пациентов по системе здравоохранения и собирать информацию о них от других заведений.

Вышеприведенные реформы усиливают ответственность государства за общественное здоровье, направлены на предупреждение заболеваний. Изменения будут вводиться поэтапно, таким образом, чтобы пациентам обеспечит постоянную медицинскую помощь, а больничным учреждениям – бесперебойное финансирование. Первые элементы реформы запущены уже в июле этого года. С 1 января 2018 служба здравоохранения будет финансироваться из бюджета государства. Управление общественного здоровья (UZP) будет реализовывать задачи, связанные с Национальной программой здоровья и объединит институции, ответственные за профилактическую работу.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...