В Польше увеличиваются бюджетные ассигнования на здравоохранение

В Польше увеличиваются бюджетные ассигнования на здравоохранение

В соответствии с положениями Закона Республики Польша о бюджете на 2021 г. расходы бюджета на здравоохранение по сравнению с 2020 г. увеличатся примерно на 11,6 млрд зл., таким образом, рост составит 104 %.

Консолидированная сумма расходов на здравоохранение составит 18,61 млрд зл. (примерно 5 млрд долл. США), в том числе:

  • система здравоохранения и доступ к медицинским услугам – 10,72 млрд зл.;
  • неотложная медицинская помощь – 2,74 млрд зл.;
  • лекарственная политика (государственное возмещение стоимости лекарств, покупаемых в аптеке) – 1,12 млрд зл.;
  • развитие инфраструктуры системы здравоохранения – 1,56 млрд зл.;
  • профилактика, просвещение и укрепление здоровья, а также санитарно-эпидемиологический надзор – 2,48 млрд зл.

Вместе с тем увеличился и бюджет Национального фонда здоровья (NFZ), который в 2021 г. составил более 103 млрд зл. (примерно 27 млрд долл. США). Финансовый план NFZ предполагает увеличение расходов по сравнению с 2020 г. на 7,85 %. Это означает, что на медицинские услуги было получено на 7,5 млрд зл. больше, чем в 2020 г.

Напомним, что финансирование здравоохранения в Польше осуществляется из разных источников, главными из которых являются NFZ и государственный бюджет. Это позволяет практически полностью покрывать медицинские услуги для застрахованных лиц за счет средств, аккумулируемых в Национальном фонде здравоохранения.

В настоящее время практически все лабораторные анализы, инструментальные исследования (МРТ, КТ, УЗИ и проч.), операции, включая такие сложные, как трансплантация костного мозга и органов, покрываются медицинской страховкой. А стоимость рецептурных лекарств, которые пациенты покупают в аптеке, возмещается за счет государственного бюджета. Это позволяет обеспечить равный доступ к медицинским услугам и лекарственным средствам для всех слоев населения.

Однако недавно Президиум Польского медицинского профсоюза обратился к премьер-министру с просьбой увеличить расходы на здравоохранение и сосредоточить внимание на проблемах людей, страдающих другими заболеваниями, кроме Covid-19.

«Мы не пожалеем денег на процесс вакцинации», – сказал премьер-министр Матеуш Моравецки, представляя Национальную стратегию вакцинации.

«Это, безусловно, хорошая новость для поляков, что польское правительство намерено выделить на борьбу с Covid-19 некоторую сумму наших общих денег. Однако возникает вопрос: почему правительство, которое не жалеет государственных денег на борьбу с одним заболеванием, экономит на лечении других болезней? Стоит ли жизнь пациентов с Covid-19 больше, чем жизнь других пациентов?» – спрашивает премьер-министра Кшиштоф Букель, председатель Польского медицинского профсоюза.

Доктор Букель подчеркивает, что Польша выделяет меньше всего средств на общественное здравоохранение (рассчитываемое как процент от ВВП на душу населения) по сравнению с остальными странами ЕС. В 2021 г. объем средств, расходуемых на здравоохранение (госбюджет + NFZ), составляет 5,3 % ВВП.

«Трудно считать прорывом обещание увеличить государственные расходы на здравоохранение до 6 % ВВП к 2025 г. Даже такое драматическое событие, как голодный протест молодых врачей, в октябре 2017 г. не убедило правительство принять решение о существенном увеличении расходов на здравоохранение», – отмечается в обращении к премьер-министру.

Также Кшиштоф Букель считает, что в 2021 г. финансирование здравоохранения останется на уровне значительно ниже, чем необходимо для удовлетворения потребностей. Дефицит финансирования ограничивает доступность для пациентов диагностики и лечения. По оценкам доктора Букеля, несколько тысяч человек умирают в Польше каждый год из-за недостаточного финансирования здравоохранения, в первую очередь, от онкологических заболеваний.

«Профсоюз обращается к премьер-министру с просьбой принять решение о значительном и резком увеличении расходов на здравоохранение в Польше и надеется, что это обращение будет поддержано медицинским сообществом, прежде всего организациями пациентов», – резюмируют авторы обращения.

В заключение сравним бюджеты здравоохранения Польши и бывших союзных республик с учетом численности населения.

В Польше суммарно госбюджет + средства NFZ составляют 32 млрд долл. США. Численность населения Польши в 2019 г. – около 38 млн чел.

В Украине финансирование осуществляется только за счет средств госбюджета, которые по большей части расходуются на инфраструктуру. В бюджете Украины 2021 г. предусмотрено около 5 млрд долл. США. Однако поскольку национального фонда здравоохранения нет, то остальные расходы (лабораторные анализы, инструментальные исследования, операции, лекарства) оплачиваются из кармана потребителя в месте предоставления услуги. Численность населения, по данным электронной переписи 2019 г., – около 37 млн чел.

В России на 2021 г. в государственном бюджете предусмотрено 15 млрд долл. США, а в фонде обязательного медицинского страхования (ОМС) – около 34 млрд долл. США. Суммарно бюджет здравоохранения составляет 49 млрд долл. США. Численность населения РФ в 2018 г. составила 118 млн чел.

В Беларуси расходы государственного бюджета на здравоохранение составляют около 655 млн долл. США. Обязательного медицинского страхования в Беларуси, как и в Украине, нет. Численность населения в 2018 г. составила около 9,5 млн чел.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...