Изменения законодательства об оплате последипломной стажировки в Польше для иностранных врачей в действии

Изменения законодательства об оплате последипломной стажировки в Польше для иностранных врачей в действии

В процессе динамичного развития и общего экономического подъема Польша приобретает специфические особенности, одной из которых является частая смена законодательства. Существенные изменения в этом году коснулись, в том числе, медицинского образования и здравоохранения.

Например, со следующего года Польша перейдёт со страховой на бюджетную форму финансирования медицины. Изменилась система вузовской подготовки медиков – на шестом курсе студентов теперь ждёт “практическое обучение”. Но об этом – в наших следующих статьях. Сегодня разберём вопрос, так интересующий врачей из Украины и Беларуси, желающих работать по своей специальности в Польше.

Все-таки, оплачивается или не оплачивается последипломная стажировка, необходимая для получения права на врачебную практику?

Сказать просто “да” или “нет” – было бы некорректным. Давайте возьмём информацию из первоисточника, проанализируем и каждый сможет сделать самостоятельно осознанный вывод.

С текущего года вступили в силу изменения в основном документе, регулирующем врачебную практику в Польше – Законе о профессии врача и врача-стоматолога (Ustawą o zawodach lekarza i lekarza dentysty (Dz. U. z 2017 r. poz. 125).

Оговоримся, что для владельцев Карты поляка, Карты постоянного пребывания (Karty stałego pobytu) и граждан Євросоюза вся процедура оформления последипломной стажировки выглядит точно так же, как и для граждан Польской республики. Шансы попасть на желаемое место стажировки зависят от среднего балла диплома. Этим категориям молодых врачей государство обеспечивает зарплату в размере около 2000 злотых (€500).

Что касается докторов из третьих стран – был изменён важный пункт в основном законе польских врачей, регулирующий этот этап. Раньше решение по направлению на последипломную стажировку принималось министерством здравоохранения Польши. Для этого врач подавал заявление вместе с пакетом документов. Соответственно и выбор места стажировки был в компетенции ведомства. На оплату труда имели право только польские граждане и приравненные к ним категории, как указано выше.

Сейчас на лицо – принципиальное отличие. Новые поправки были призваны дерегулировать процедуру, перенести ответственность с министерства на региональный уровень, и создать более благоприятные условия для притока иностранных медицинских специалистов в регионы. Врач получил право самомостоятельно выбирать базу стажировки и оговаривать условия договора непосредственно с больницей (смотрите таблицу в конце статьи). В ситуации, когда актуальным остаётся кадровый вопрос в польской медицине, такие изменения должны создавать финансовые условия для привлечения иностранных медицинских специалистов непосредственно самими больницами (ведь, не секрет, что зачастую стажируются там, где впоследствии остануться работать).

Но в настоящее время сложность заключается в том, что по состоянию на осень 2017 года – круг медицинских учреждений для прохождения стажировки в пределах воеводства сужен до нескольких университетских клиник.

Направляет иностранного врача на стажировку в соответствующее учреждение окружная врачебная палата, которая, вообще, и занимается распределением стажировочных мест для выпускников в пределах воеводства. Именно она регулирует лимиты приёма и выдаёт врачам лицензии. Таким образом, список доступных баз стажировки и количество мест утверждаются два раза в год, на весенний и осенний набор.

При чем, условия договора между больницей и доктором окружной врачебной палаты никак не касаются. Главное, чтобы выполнялся учебный план. Другое дело, что в нынешних условиях, такие крупные лечебные учреждения, как клинические госпитали, не очень заинтересованы сами оплачивать последипломную стажировку, поскольку у них и так постоянно находится большое количество студентов, стажеров, врачей на специализации, за которых платит государство.

Из года в год законодательство может меняться, а каждая из шестнадцати окружных врачебных палат немного по-своему трактует нормы права (на то оно и самоуправление). По сути, последние три набора иностранцев на стажировку – это были три разные ситуации с региональным особенностями. Даже саму последипломную стажировку вернули в последний момент. Ведь она уже практически была отменена с 2018 года!

Таким образом, есть предпосылки к тому, что ситуация будет меняться ещё не раз. Но общее направление уже задано: дерегуляция и рыночные отношения. В законодательстве могут возникать противоречия и несоответствия объективным запросам общества. Это нормальний процесс и происходит он не только в Польше. Ведь фактически, небольшое количество клинических больниц не в состоянии принять все возрастающий поток иностранных специалистов, на которых есть объективный запрос. Стоит снять ограничения в выборе базы стажировки – и заработает полноценный рынок.

В свою очередь, в сложившихся услвояих, Европейский Фонд Развития Медицины и Образования ЕВРОМЕД постоянно работает над поиском и внедрением комплексного и самого оптимального решения, в рамках которого вход в европейскую медицину отечественных медицинских специалистов был бы как можно комфортнее.

Сравните старый и новый варианты Закона о профессии врача и врача-стоматолога, касательно последипломной стажировки. Разъяснения – в статье.

Вариант 2016 года Состояние на осень 2017 года
3f. Cudzoziemiec, niebędący obywatelem państwa członkowskiego Unii Europejskiej, który nie spełnia warunków, o których mowa w ust. 3e, może odbyć staż podyplomowy za zgodą ministra właściwego do spraw zdrowia na zasadach określonych w przepisach o odbywaniu studiów i uczestniczeniu w badaniach naukowych i szkoleniach przez osoby niebędące obywatelami polskimi. 3f. Cudzoziemiec niebędący obywatelem państwa członkowskiego Unii Europejskiej, który nie spełnia warunków, o których mowa w ust. 3e, odbywa staż podyplomowy na podstawie umowy cywilnoprawnej o staż podyplomowy, zawartej z jednostką, o której mowa w art. 5 ust. 9, w której to umowie określa się zakres wzajemnych zobowiązań na czas jego odbywania.
Ст.5. п. 3f. Иностранец, не являющийся гражданином государства-члена Европейского Союза, который не выполняет условий, упомянутых в п. 3е*, может пройти последипломную стажировку с согласия министра, компетентного в вопросах здравоохранения на условиях, указанных в нормативно-правовых актах о высшем образовании и участии в научных исследованиях для лиц, не являющихся польскими гражданами. Ст.5. п. 3f. Иностранец, не являющийся гражданином государства-члена Европейского Союза, который не выполняет условий, упомянутых в п. 3е*, проходит последипломную стажировку на основании гражданско-правового договора о последипломной стажировке, составленного с учреждением, о котором идёт речь в Ст. 5 п. 9**, в котором [договоре] и определяется сфера взаимных обязательств на время его прохождения.

*п. 3e. Иностранец, не являющийся гражданином государства Европейского Союза, которому был предоставлен постоянный вид на жительство или вид на жительство долгосрочного резидента Европейского Союза или которому был предоставлен статус беженца в Республике Польша, проходит последипломную стажировку в соответствии с правилами, применимыми к польским гражданам.

**Ст. 5. п. 9. Практическое обучение, упомянутое в п. 1a, проводится в:

  1. вузах с медицинским и стоматологическим факультетами, в имитируемых клинических условиях;
  2. лечебных учреждениях, заключивших с этой целью договора с вузами, указанными в пункте 1.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...