
Моя стажировка: заметки врача из Украины
В предыдущей публикации я рассказывала о своих первых впечатлениях о стажировке и условиях работы. Теперь я продолжаю делиться впечатлениями и расскажу вам о том, как меня воспринимают коллектив и пациенты, что мне нравится и что мешает в работе и адаптации. Напомню, что в настоящее время я прохожу стажировку в отделении хирургии, где врачи в основном – мужчины.
Коммуникация с коллегами и пациентами
Многие друзья спрашивают меня – трудно ли иностранке в мужском коллективе? Трудно, но не потому, что коллектив состоит преимущественно из мужчин, а из-за проблем с коммуникацией. Дело в том, что врачи – это люди с богатым словарным запасом, очень интеллектуальные, и их речь весьма насыщенная. Они часто обсуждают бытовые вопросы, шутят и рассказывают истории из практики.
Между собой поляки говорят очень быстро, и вначале тяжело успеть за ходом их мыслей. К тому же у них, как и у нас, в обыденной речи много слов-паразитов, засоряющих речь и затрудняющих понимание. Именно поэтому вначале мне было очень трудно понимать их, особенно если приходилось говорить с ними на отвлеченные темы.
Однако при общении с пациентом у меня сразу не было проблем. К языковому экзамену и нострификации я готовилась с профессиональными преподавателями, которые научили меня работать с пациентами. И когда мне первый раз пришлось собирать анамнез, то это произошло машинально – я не задумывалась над вопросами, они сами всплывали в моей голове. Пациенты, конечно, замечают акцент, но относятся к врачу-иностранцу хорошо.
Доступность диагностики
Меня приятно удивила доступность диагностики – при приеме пациента я сразу назначаю морфологию, ионограмму, по показаниям коагулограмму, печеночные ферменты, исследование показателей работы почек, гормоны, посевы и т. д. УЗИ, рентген, МРТ, КТ, эндоскопия и проч. проводятся по показаниям. При этом объем исследований не зависит от наличия денег у пациента в данный момент.
Для сравнения в Украине: когда пациент поступает в больницу, его отправляют на исследования, но за каждое он должен заплатить в кассу, которая находится в больнице. А исследования, как известно, весьма дорогие, и даже самые простые тесты и диагностика влетят в копеечку. Например, в Киевской областной больнице за самые простые исследования перед плановой операцией пациент заплатит около 4 тыс. грн.
Польские пациенты не платят за исследования и операции в больнице, все покрывает страховка, за все платит Национальный фонд здоровья. При этом объем исследований намного больше, чем в Украине. То есть у врача есть возможность получить много информации о состоянии разных органов и систем, что значительно упрощает ведение пациента и позволяет вовремя скорректировать нарушения.
Доступность лечения
Эндоскопия в Польше – рутина. Практически все абдоминальные вмешательства начинаются с диагностической лапароскопии. Если малоинвазивная методика не позволяет устранить проблему, врачи идут на лапаротомию. Оборудование и инструментарий в операционной новые, современные. Меня поразило обилие мониторов, они буквально развешены по периметру операционного стола.
За операции и лекарственные средства пациенты тоже не платят – они не должны покупать операционные пакеты и медикаменты для послеоперационного периода. Все это есть в больнице; причем все лекарства, возмещаемые Национальным фондом здоровья, – с доказанной эффективностью. В арсенале врача – широчайший спектр антибиотиков, включая самые современные, но назначают их только с учетом чувствительности флоры.