
Телемедицина в Польше: NIL выпустила рекомендации для урегулирования правовых и этических проблем
После введения в Польше карантинных мероприятий доступность врачей амбулаторного звена для пациентов резко уменьшилась. Многие врачи в целях защиты от зловещего вируса перестали принимать пациентов и просто выдают направления дистанционно. Это вызвало волну недовольства среди пациентов. Например, на сайте одного из региональных отделений Национального фонда здоровья (NFZ) пациенты с возмущением спрашивают:
- Когда кабинеты семейных врачей будут нормально работать?
- Когда медсестры и врачи будут выезжать на дом к тяжелым лежачим пациентам?
- Я жду приема пульмонолога больше полугода в связи с подозрением астмы. Оказывается, будет телеконсультация. Разве спирометрию можно сделать по телефону? И т. д.
На эти и подобные вопросы NFZ отвечает, что с начала эпидемии семейным врачам и другим специалистам, ведущим амбулаторный прием, рекомендовано предоставлять телеконсультации. Однако врачи не могут полностью прекратить амбулаторные консультации или посещения на дому в тех случаях, когда это необходимо.
До недавнего времени в Польше предоставление медицинских услуг с помощью средств телемедицины было не урегулированным. Между тем, после их введения в связи с угрозой эпидемии возникло много сомнений в отношении этических аспектов, правовой безопасности и технических возможностей.
В ответ на этот вызов группа по телемедицине Высшего медицинского совета в сотрудничестве с членами Рабочей группы по телемедицине подготовила руководящие принципы, которые включают 3 документа:
- Руководство по оказанию телемедицинских услуг.
- Рекомендации по телемедицинским услугам с учетом этических аспектов.
- 10 шагов телемедицинского визита.
На заседании 24 июля 2020 г. Президиум Высшего медицинского совета утвердил руководящие принципы оказания телемедицинских услуг и рекомендовал врачам и стоматологам использовать их в работе.
Первая часть рекомендаций касается правовых аспектов телемедицины, в том числе защиты персональных данных, предоставления телеконсультаций польскими врачами пациентам, находящимся за границей; ответственности врачей, связанной с оказанием телемедицинских услуг; верификации пациентов, принципов предоставления услуг телемедицины и т. д.
Остановимся на некоторых аспектах. Так, согласно рекомендациям врач, предоставляя телеконсультации, несет гражданскую, профессиональную и уголовную ответственность. Чтобы уменьшить риски, врачам рекомендовано:
- информировать пациента об ограничениях, связанных с оказанием медицинских услуг на расстоянии, в частности, указывать симптомы, оправдывающие посещение медицинского учреждения для дополнительных анализов;
- обратить внимание на правильное использование пациентами медицинских устройств, которые позволяют передавать информацию, и дать им необходимые инструкции;
- позаботиться о технических условиях, позволяющих надлежащим образом предоставлять телемедицинские услуги, например, качественное подключение к интернету.
Интересно, что верификация пациента – это забота врача, поскольку законодательство не дает описания точного способа проверки личности пациента. Врач должен сам определить, что человек, с которым была установлена связь, наверняка является пациентом, который должен получить телеконсультацию.
Рекомендации предлагают несколько способов для верификации, в том числе с использованием номера телефона, идентификационного кода (PESEL), электронного кабинета пациента и т. д.
Во время телеконсультации врач должен:
- тщательно опросить пациента, поскольку правильно собранный анамнез в большинстве случаев позволяет установить предварительный диагноз;
- заканчивая телеконсультацию, дать рекомендации и убедиться, что пациент их понял;
- продиктовать номер е-рецепта и объяснить, как по нему получить лекарства;
- не заканчивать разговор, не убедившись, что проблема пациента решена, для чего нужно спросить: могу ли я еще чем-нибудь помочь?
Вторая часть рекомендаций посвящена этическим моментам телеконсультации. Среди прочего врачам рекомендуется рассматривать другие способы предоставления медицинских услуг, в случае если способы коммуникации, используемые для телеконсультаций, не доступны пациентам.
Третья часть – это алгоритм действий врача при предоставлении телеконсультации. Он представлен в виде 10 шагов:
- Подготовить и проверить оборудование и программное обеспечение.
- Обеспечить конфиденциальность разговора.
- Проверить личность пациента и определить место его пребывания.
- Предоставить информацию о телеконсультации и ограничениях такого консультирования.
- Быть профессиональным и ответственным.
- Быть готовым к экстремальным ситуациям, например, агрессии со стороны пациента.
- Предоставить пациенту необходимые документы, например, е-рецепт, больничный и т. д.
- Убедиться, что пациент все понял.
- Сохранить медицинскую документацию.
- Решить технические проблемы, например, появление вредоносного программного обеспечения или проблем с подключением.
В завершение этой публикации остается лишь добавить, что угроза пандемии стала мощным стимулом для развития телемедицины. Безусловно, телеконсультации не могут заменить личный прием в случае, когда это необходимо. Поэтому NIL выпустила рекомендации по предоставлению телеконсультаций, в том числе чтобы напомнить врачам об их ответственности.