Телемедицина в Польше: NIL выпустила рекомендации для урегулирования правовых и этических проблем

Телемедицина в Польше: NIL выпустила рекомендации для урегулирования правовых и этических проблем

После введения в Польше карантинных мероприятий доступность врачей амбулаторного звена для пациентов резко уменьшилась. Многие врачи в целях защиты от зловещего вируса перестали принимать пациентов и просто выдают направления дистанционно. Это вызвало волну недовольства среди пациентов. Например, на сайте одного из региональных отделений Национального фонда здоровья (NFZ) пациенты с возмущением спрашивают:

  • Когда кабинеты семейных врачей будут нормально работать?
  • Когда медсестры и врачи будут выезжать на дом к тяжелым лежачим пациентам?
  • Я жду приема пульмонолога больше полугода в связи с подозрением астмы. Оказывается, будет телеконсультация. Разве спирометрию можно сделать по телефону? И т. д.

На эти и подобные вопросы NFZ отвечает, что с начала эпидемии семейным врачам и другим специалистам, ведущим амбулаторный прием, рекомендовано предоставлять телеконсультации. Однако врачи не могут полностью прекратить амбулаторные консультации или посещения на дому в тех случаях, когда это необходимо.

До недавнего времени в Польше предоставление медицинских услуг с помощью средств телемедицины было не урегулированным. Между тем, после их введения в связи с угрозой эпидемии возникло много сомнений в отношении этических аспектов, правовой безопасности и технических возможностей.

В ответ на этот вызов группа по телемедицине Высшего медицинского совета в сотрудничестве с членами Рабочей группы по телемедицине подготовила руководящие принципы, которые включают 3 документа:

  1. Руководство по оказанию телемедицинских услуг.
  2. Рекомендации по телемедицинским услугам с учетом этических аспектов.
  3. 10 шагов телемедицинского визита.

На заседании 24 июля 2020 г. Президиум Высшего медицинского совета утвердил руководящие принципы оказания телемедицинских услуг и рекомендовал врачам и стоматологам использовать их в работе.

Первая часть рекомендаций касается правовых аспектов телемедицины, в том числе защиты персональных данных, предоставления телеконсультаций польскими врачами пациентам, находящимся за границей; ответственности врачей, связанной с оказанием телемедицинских услуг; верификации пациентов, принципов предоставления услуг телемедицины и т. д.

Остановимся на некоторых аспектах. Так, согласно рекомендациям врач, предоставляя телеконсультации, несет гражданскую, профессиональную и уголовную ответственность. Чтобы уменьшить риски, врачам рекомендовано:

  • информировать пациента об ограничениях, связанных с оказанием медицинских услуг на расстоянии, в частности, указывать симптомы, оправдывающие посещение медицинского учреждения для дополнительных анализов;
  • обратить внимание на правильное использование пациентами медицинских устройств, которые позволяют передавать информацию, и дать им необходимые инструкции;
  • позаботиться о технических условиях, позволяющих надлежащим образом предоставлять телемедицинские услуги, например, качественное подключение к интернету.

Интересно, что верификация пациента – это забота врача, поскольку законодательство не дает описания точного способа проверки личности пациента. Врач должен сам определить, что человек, с которым была установлена связь, наверняка является пациентом, который должен получить телеконсультацию.

Рекомендации предлагают несколько способов для верификации, в том числе с использованием номера телефона, идентификационного кода (PESEL), электронного кабинета пациента и т. д.

Во время телеконсультации врач должен:

  • тщательно опросить пациента, поскольку правильно собранный анамнез в большинстве случаев позволяет установить предварительный диагноз;
  • заканчивая телеконсультацию, дать рекомендации и убедиться, что пациент их понял;
  • продиктовать номер е-рецепта и объяснить, как по нему получить лекарства;
  • не заканчивать разговор, не убедившись, что проблема пациента решена, для чего нужно спросить: могу ли я еще чем-нибудь помочь?

Вторая часть рекомендаций посвящена этическим моментам телеконсультации. Среди прочего врачам рекомендуется рассматривать другие способы предоставления медицинских услуг, в случае если способы коммуникации, используемые для телеконсультаций, не доступны пациентам.

Третья часть – это алгоритм действий врача при предоставлении телеконсультации. Он представлен в виде 10 шагов:

  1. Подготовить и проверить оборудование и программное обеспечение.
  2. Обеспечить конфиденциальность разговора.
  3. Проверить личность пациента и определить место его пребывания.
  4. Предоставить информацию о телеконсультации и ограничениях такого консультирования.
  5. Быть профессиональным и ответственным.
  6. Быть готовым к экстремальным ситуациям, например, агрессии со стороны пациента.
  7. Предоставить пациенту необходимые документы, например, е-рецепт, больничный и т. д.
  8. Убедиться, что пациент все понял.
  9. Сохранить медицинскую документацию.
  10. Решить технические проблемы, например, появление вредоносного программного обеспечения или проблем с подключением.

В завершение этой публикации остается лишь добавить, что угроза пандемии стала мощным стимулом для развития телемедицины. Безусловно, телеконсультации не могут заменить личный прием в случае, когда это необходимо. Поэтому NIL выпустила рекомендации по предоставлению телеконсультаций, в том числе чтобы напомнить врачам об их ответственности.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...