
Почему в Польше не хватает хирургов, терапевтов и врачей неотложных состояний?
Выпускники польских медицинских вузов все реже выбирают специализацию в области терапии, неотложной медицины и хирургии. Они отдают предпочтение более высокооплачиваемым специальностям, которые не требуют частых дежурств. Вот почему они соревнуются за места в радиологии или эндокринологии. Однако резидентских мест на самые популярные среди молодых польских врачей специальности очень мало.
«Какой толк, от того, что правительство ежегодно увеличивает количество бюджетных мест на медицинских факультетах, и из стен медицинских вузов ежегодно выходят 3-4 тысячи врачей? Ведь мест для специализации не хватает», — такие жалобы часто можно услышать со стороны выпускников польских медицинских университетов.
Но обоснованы ли эти жалобы? Осенью 2021 г. министр здравоохранения утвердил 5,5 тыс. резидентских мест для врачей, желающих получить узкую специальность. Речь идет об обучении по конкретной специальности, когда врач работает в больнице и учится, получая приличную зарплату.
Напомним, что в настоящее время минимальная ставка врача-резидента составляет в среднем 1 200 евро. А с июля текущего года она будет повышена до 1 500 евро. Кроме того, врачи-резиденты могут брать дежурства в своем отделении, в ковидном отделении, где они получают двойную ставку, а также в учреждениях здравоохранения, которые оказывают первичную медицинскую помощь ночью, в выходные и праздничные дни, где они получают около 100 зл. за час.
Между тем около 2 тыс. резидентских мест из 5,5 тыс. осенью остались свободными. Очень много вакантных мест в резидентурах по приоритетным специальностям, то есть там, где врачей не хватает особенно остро. Это терапия, семейная медицина, общая хирургия, педиатрия, неотложная медицина. Эти специалисты в Польше буквально нарасхват.
Например, по специализации «Терапия» с осеннего распределения осталось незанятых 200 мест, по неотложной медицине – 340, по общей хирургии – 120, по инфекционным заболеваниям – 112.
Впрочем, практикующих врачей такая ситуация не удивляет. Вот что говорит Томаш Имиела, терапевт и вице-президент региональной врачебной палаты в Варшаве: «Я специализируюсь на терапии. Работа в отделении терапии – это самая тяжелая часть моей работы в больнице. В терапевтических отделениях лежат в основном тяжелые пожилые пациенты с хроническими заболеваниями. Часто бывают смертельные случаи. Это большая психологическая нагрузка для врача, и не каждый способен с этим справиться».
Что касается общей хирургии, то и тут немного желающих. А ведь это одна из основных областей практической медицины. Ежи Фридигер, специалист по общей хирургии, член президиума Высшего врачебного совета, директор специализированной больницы им. Стефана Жеромского в Кракове говорит по этому поводу следующее: «Работа хирурга требует обширных знаний в разных сферах медицины. Она очень ответственная, связанная с высоким риском неудачи при хирургическом вмешательстве. Намного легче быть, например, эндокринологом, чем хирургом».
По мнению Ежи Фридигера, такой дефицит некоторых специалистов вызван ошибочным подходом в последипломном образовании. «Сегодня у нас двухуровневая модульная система специализации. Базовый модуль за 3 года можно пройти по терапии, а специализированный – по эндокринологии. В результате, в конце концов, такой врач больше знает о гормонах, чем о внутренних болезнях в целом».
Врачебное самоуправление годами призывает к изменению модели специализации. По мнению активистов Высшей врачебной палаты, в Польше слишком много специализаций – более 70. В других же странах ЕС уделяют большое внимание общему образованию в рамках специализации.
В свою очередь, молодые врачи говорят о том, что, возможно, терапия или неотложная медицинская помощь чаще выбирались бы, если бы эти специальности были намного привлекательнее прочих с финансовой точки зрения.
Опытные польские врачи констатируют факт, что нынешнее молодое поколение врачей отличается от прежнего. Они борются за хорошие условия труда, для них важен баланс между работой и личной жизнью, и они хотят получать весьма достойное вознаграждение за свою работу.