
Организации онкологического лечения в Польше
Онкологические заболевания находятся на первых местах в списке болезней современного общества. Все чаще рак поражает детей и молодых людей.
В Польше организация онкологического лечения значительно отличается от украинской модели. Такие пациенты требуют особого быстрого реагирования-диагностики и лечения, а в некоторых случаях порой счет времени может идти даже на недели. С 1 января 2015 года Министерство Здравоохранения Польши ввело специальную программу – «Szybka terapia onkologiczna» (Быстрая онкологическая терапия) вместе с положениями, касающимися упрощения лечения (т.н. онкологическим пакетом).
Цель этой программы состоит в максимальном сокращении время ожидания в очередях на необходимые процедуры для пациентов с подозрением злокачественного онкологического процесса, организацию диагностики и лечения, снижения уровня смертности, а также сокращения затрат на лечения за счет выявления процесса на ранних стадиях.
Как же происходит лечение онкологии в польских реалиях.
Семейный врач выставляет предварительный диагноз с подозрением онкологического (злокачественного) процесса, после чего направляет к специалисту (в зависимости от пораженного органа) или же сразу к онкологу. Для ускорения процесса врач POZ (podstawowa opieka zdrowotna -первичная медико-санитарная помощь) выписывает Карту диагностики и онкологического лечения- сокращенно- DiLO (diagnostyki i leczenia onkologicznego) или так называемую Зеленую Карту.
С 1 июля 2017 года DiLO, в случае подозрения злокачественного процесса, может выписать врач-специалист в AOS (Ambulatoryjna opieka specjalistyczna).
Так же пациент может получить ее в больнице – если в время госпитализации (необязательно по причине новообразования) был выявлен рак.
Хотелось бы подчеркнуть, что данная программа предназначена только для пациентов с подозрением злокачественного новообразования либо уже с подтвержденным диагнозом, а также для тех больных, которые уже получают онкологическое лечение (химиотерапия, радиотерапия, хирургическое лечение). Без возрастных ограничений.
Она не распространяется на рутинную профилактику либо на профилактические осмотры после успешного излечения.
Диагностика и лечение в рамках пакета NFZ не лимитирует, что предполагает отсутствие очередей.
К сожалению, пакетные ставки (то есть средства, выделяемые на диагностику и лечения в рамках «Быстрой онкологической терапии»), которые NFZ платит больницам, ниже стандартных. В результате этого во многих клиниках онкологические пациенты лечатся без Зеленой Карты и вне онкологического пакета, т.к. это выгоднее для больницы с финансовой точки зрения и выделяемые средства больше на точно такие же процедуры
Однако, анализ данных онкологических центров показывает, что наличие Карты ускоряет процесс лечения. Пациенты без нее ожидают начала лечения, в среднем, на две недели дольше.
Зеленая Карта как направление
Как упоминалось выше, выдать Карту может как семейный врач, так и врач-специалист при подозрении наличия онкологического процесса, главное условие – консультация должна быть в рамках контракт с NFZ. Это значит, что во время частной консультации возможности получения DiLO нет. Если речь идет о иностранных гражданах-воспользоваться ей могут только те, кто застрахован в NFZ – на равных правах с гражданами Польши.
Первая консультация DiLO (так называемой Зеленой Карты) может быть зарезервирована врачом первого контакта (POZ).
Диагностика и лечение с помощью DiLO возможны только в тех учреждениях, которые подписали контракт на онкологический пакет с NFZ. Как правило, на них есть характерный зеленый логотип с надписью: «Быстрая онкологическая терапия». На веб-сайте каждого из 16 региональных отделений NFZ можно найти список клиник, которые подписали контракт на лечение.
Важным изменением, внесенным в июле, является также тот факт, что пациент, который меняет врача или больницу, получает новую карту DiLO. Старая карта закрывается, а на новом месте открывается новая, то есть пациенту не надо заново идти к врачу и «доказывать» свой диагноз. При этом вся информация, которая содержалась в старой Карте будет доступна на новом месте лечения-все проведенные консультации, анализы и т.д. доступны в единой базе.
Сроки для онкологических больных
Пациенты с Картой должны начать лечение в течение семи недель после ее получения. Постоянно увеличивающееся число пациентов, отсутствие врачей, сломанное оборудования – все это приводи к тому, что даже в крупных городах сроки часто отодвигаются. Однако пациент с картой будет быстрее принят и отправлен на диагностику, чем пациент, у которого ее нет. Обладатель Зеленой Карты регистрируется в отдельной очереди. Время ожидания консультации или диагностического визита не должно превышать двух недель. Если диагноз не подтверждается в результате исследования-Карта закрывается.
Диагностика и лечение
Диагностика обязательно делиться на этапы – начальный и углубленный. Предварительная диагностика – подтверждает наличие или отсутствие онкологии. На следующем, углубленном этапе, подробнее рассматриваются вид, размер, степень развития, а так ж наличие метастазов – все это необходимо для выбора дальнейшей терапии.
После подтверждения диагноза собирается специальный консилиум для определить курса лечения. Исключением могут быть случаи, когда для постановки конечного диагноза требуется проведение операции, которая, собственно и является одним из этапов лечения. Тогда консилиум может быть собран уже после получения результатов патогистологического исследования или самой операции.
При детских онкологиях в склад консилиума входят: детский онколог, детский гематолог, детский хирургии, а также специалист лучевой терапии.
В случае взрослых: онколог, онколог-хирург или специалист в другой области хирургии в зависимости от локализации процесса, радиолог и радиотерапевт.
В случае лейкозов и лимфом у взрослых достаточно консилиума, состоящего из двух гематологов или гематолога и онколога. У детей с этими видами онкологии консилиум не требуется.
Также могут участвовать и другие специалисты, в том числе: медсестра, психолог или другой медицинский работник.
Пациенты имеют право участвовать в обсуждениях при принятии решения о тактике лечения.
Координатор
После определения лечения консилиум назначает координатора. Он контролирует процесс лечения, оказывает информационную, административную и организационную поддержку, помогает пациенту контактировать с врачами. Его основная задача – обеспечить информацией на всех этапах терапии для адаптации лечение к потребностям каждого пациента.
Координатора следить за датами визит и отслеживает ход лечения в соответствии с планом консилиума. Он должен предоставлять пациенту полную информацию о том где, когда и какие исследования тот должен пройти. Также координатор должен следить за документация, связанная с Картой DiLO. Телефонный номер координатора вводится на Карту.
Это все теория, на практике многие координаторы вообще не контролируют лечение. Пациент, которому выдается Зеленая Карта в клинике его городе, узнает, что теперь ему придется ехать в большой город «по онкологии». Он отправляется туда сам, а координатор, под опекой которого пациент находится – должен организовать консультации, а также закрыть вовремя Карту DiLO после окончания лечения. Согласно онкологическому пакету пациент переходит под опеку сначала специалиста, а затем своего семейного врача после завершения лечения
Именно семейный врач несет ответственность за то, чтобы вовремя распознать рецидив.
Но это снова теория. На практике большинство онкологов предпочитают оставлять пациента под своим контролем. Они просто не закрывают карту DiLO, считая, что это безопаснее. Семейный врач, заметив какие-либо изменения, не может направить пациента на КТ или МРТ, поэтому он выписывает направление к специалисту, очередь к которому через NFZ может достигать даже нескольких месяцев.
Лечение онкологии без Зеленой Карты
Карта DiLO имеет первостепенное значение для пациентов с подозрением на рак, поскольку ее цель-ускорить диагностику. Однако есть исключения. Есть, например, гематологические центры, где пациенты даже избегают получения Карты на стадии диагностики, поскольку это задерживает исследования, которые должны быть выполнены немедленно.
Речь идет о пациентах с некоторыми типами лейкозов или лимфом. Например, при лимфоме Беркитта масса раковой ткани может удвоиться в течение 24 часов. Это опасно, но в целом быстро применяемая химиотерапия очень эффективна в борьбе с раком. Поэтому времени на формальности, связанные с начальной и расширенной диагностикой или созывом консилиума нет. Врач отправляет пациента на обследование, выполняя функцию координатора. Гематологи в некоторых больницах следят за тем, что никто не выставил Карту на этом этапе. Делается это только тогда, когда пациент уже начинает химиотерапию.
Существуют также онкологические центры для детей, которые лечат без карты DiLO. Они выходят из предположения, что если для детей с подозрением на рак и так никогда не бывает проблемы с очередью, то карта DiLO и онкологический пакет и так ничего не изменит. Они будут лишь формальным препятствием — например ожидание проведения консилиума, назначение координатора, поиск и перевод маленького пациента в больницу с подписным контрактом на программу-«Szybka terapia onkologiczna».
К сожалению, то что выглядит привлекательно в теории – не так привлекательно на практике. Не все химиотерапевтические лекарства есть в списке бесплатных, оплачиваемых страховкой NFZ, поэтому многим приходиться покупать препараты самостоятельно. Стоимость таких препаратов может достигать сотен тысяч злотых. Не редки ситуации, в которых нет возможности получения места на онкологическое лечение из-за ограниченного финансирования, которое покрывает определенное количество случаев. Это означает, что пациент ждет пока кто-то или умрет, или лечение будет уже невозможным (то есть будет применяться так называемое паллиативное лечение) что бы занять место вместо кого-то.